JOSÉ DAVID ALFARO SIQUEIROS
Хосе Давид Альфаро Сикейрос
Главная » О Давиде Альфаро Сикейросе
Автор: Екатерина Андреева (специально для сайта 10glazsikeyrosa.ru)
Хосе Давид Альфаро СИКЕЙРОС
(исп. José David Alfaro Siqueiros, 1896—1974)
Мексиканец Давид Сикейрос, родившийся в 1896 году, в семье адвоката, и воспитанный в католической начальной школе, прославился на весь мир как художник-муралист, то есть мастер фресковой настенной живописи. В средние века произведения искусства во дворцах, церквях и монастырях исполняли роль «библии для неграмотных». Революционеры, победившие в 1917 году и в России, и в Мексике – в двух крестьянских странах, – сразу начали склонять на свою сторону художников как агитаторов, которые способны увлечь неграмотный народ образами нового светлого будущего. Любимый художественный прием Сикейроса был по сути приемом агитатора.

Автопортрет.1961

Новая демократия. 1945

Облик нашего века. 1947
Изображая себя самого или представляя «Новую демократию», он, прежде всего, рисовал гигантские, устремленные вперед, словно бы, вылезающие за грань композиции, грубые рабочие руки. Иногда он предпочитал скрыть в неопределенности черты человеческого лица, как в символической картине «Облик нашего века», передоверяя разговор со зрителем жестам рук, растопыренных пальцев, вывернутых ладоней и сжатых кулаков. Еще не прозревший, темный народ Мексики в его живописи устанавливает связь с миром при помощи, кажется, зрячих рук – телесных орудий труда, которые твердо знают жизнь на ощупь.
Сикейрос в такой же мере был художником, что и бойцом-революционером: еще учась в Национальной подготовительной школе в Мехико, где после победы революции появятся его первые фрески, он подростком участвовал в студенческой забастовке и был впервые арестован. В 20 лет Сикейрос уже воюет против диктатуры Порфирио Диаса в качестве члена главного штаба революционных войск. Как и наш соотечественник, лидер русского авангарда Павел Филонов, который проповедовал новую жизнь и живопись солдатским депутатам, Сикейрос в 1918 году руководит конгрессом солдатских художников. Уже на следующий год он получает должность военного атташе Мексики во Франции и Испании. Благодаря этому назначению Сикейрос оказывается в Париже - эпицентре модернистской живописи, и в 1921 году пишет манифест революционного искусства.
В 1922 году он возвращается в Мехико и входит в синдикат революционных художников. Здесь он пишет фрески и издает газету с говорящим названием «Эль мачете», которая является главным органом Центрального комитета коммунистической партии Мексики. Однако события в Мексике развиваются не так благополучно для коммунистов, как это было в СССР. Начинается контрреволюция, и Сикейрос вынужден уехать в Гвадалахару, где собирается революционно-художественная интернациональная богема. Отсюда он совершает поездки в Москву и Баку на конгрессы Профинтерна. Участие в рабочем движении отныне в Мексике преследуется, и в 1930 году Сикейрос во второй раз попадает под арест, за которым следует ссылка в небольшой город Таско. Впрочем, режим ссылки не так уж и строг: к Сикейросу допускают Сергея Эйзенштейна, который снимает фильм о Мексике, а через два года художника выпускают в США, где у него уже есть свои коллекционеры и меценаты.
В 1930-е годы Сикейрос дважды живет подолгу в Лос-Анджелесе (1932-1934) и Нью-Йорке (1935-1937). По заказу американских магнатов он пишет картины и фрески, не поступаясь революционным содержанием своего искусства. Фрески уничтожает полиция, что не мешает Сикейросу проводить время с голливудскими звездами и жить в домах самых знаменитых героев американской культуры, как Джордж Гершвин. Картины Сикейроса в США стоят по 5-10 тысяч долларов: молодые художники американского авангарда лишь в конце 1940-х приближаются к этому уровню цен. Самый знаменитый из них – Джексон Поллок приходит учиться к Сикейросу в Мастерскую экспериментальной масляной живописи, где эксперименты означают создание большеформатных транспарантов для первомайской рабочей демонстрации. (Через 10 лет Поллок вспомнит уроки Сикейроса, возьмет автомобильные краски и зарядит ими баллончики спреев, чтобы написать методом дриппинга (разбрызгивания) гигантские абстрактные композиции.) В это время (1936 год) разгорается гражданская война в Испании – первый открытый фронт борьбы фашизма и коммунизма. Сикейрос направляется в Барселону и до 1939 года, до поражения испанских республиканцев, сражается в чине командующего интербригадой. С фронта, контролируемого советскими спецслужбами, его однажды отзывают в Париж: в 1938-м Луи Арагон, сюрреалист и коммунист, приглашает его читать лекции об искусстве.
Париж в это время наводнен агентами НКВД, которые готовят уничтожение высланного из СССР Льва Троцкого. Троцкий, как все революционные вожди и диктаторы ХХ века, делает ставку на художников, чтобы энергия революционного искусства работала, взаимно усиливаясь, на его теорию перманентной революции. В Париже он сближается с основателем сюрреализма Андре Бретоном, а в Мексике его соратником становится бывший товарищ Сикейроса художник Диего Ривера. Ривера и его жена Фрида Кало дают Троцкому приют на своей вилле в мексиканском городе Койокан. Вернувшийся из Испании Сикейрос получает приказ ликвидировать опального соперника Сталина и 24 мая 1940 года, ворвавшись в дом Риверы, устраивает там стрельбу. В результате этого покушения Троцкий не пострадал, однако его секретарь был вывезен террористами в неизвестном направлении и убит. Коммунистическая партия Мексики отрекается от Сикейроса, который был тогда арестован в третий раз. Впрочем, его статус мегазвезды современного искусства и ценного секретного агента так высок, что в 1941-м сам министр внутренних дел Мексики отправляет Сикейроса с семьей в почетную ссылку на Кубу. Позднее художник переезжает в Чили, где занимается живописью и одновременно выполняет разведывательные поручения, связанные со слежкой за натурализующимися в этой стране нацистами.
В 1945-м, когда Вторая мировая война заканчивается, а с ней, казалось бы, уходит в прошлое и бурная история первой половины ХХ века, художник снова возвращается на родину и получает один из главных заказов своей жизни – роспись Дворца изящных искусств. В 1950 году происходит важное событие в истории революционного мексиканского искусства: картины Сикейроса становятся хитом первого послевоенного Венецианского биеннале. В Мексике на волне этого успеха художник создает одно из главных своих произведений – полихромный рельеф на здании ректората Университетского городка в Мехико (1952-1956). Сикейрос возобновляет путешествия в страны и капиталистического Запада, и коммунистического Востока. В Москве 1957 года на Фестивале молодежи и студентов он руководит международной пластической мастерской – огромным многодневным мастер-классом в ЦПКО им. Горького. И, наплевав на все советские иерархии, вручает медали этой мастерской трем пока еще неизвестным гениям московского нонконформизма: самодеятельному художнику Анатолию Звереву, который подрабатывает маляром, скульптору Эрнсту Неизвестному, будущему лидеру советского арт-подполья и организатору «Бульдозерной выставки» Оскару Рабину.
Революционная свобода и независимость поведения, тем не менее, продолжают быть причиной политического преследования Сикейроса: в 1960-м он, уже шестидесятичетырехлетний пожилой человек арестован в четвертый раз, как и в первый полвека назад – за участие в студенческой забастовке. Пять лет Сикейрос проводит в тюрьме, где занятия искусством становятся для него единственной отдушиной. Выйдя на свободу, уже в 1965-м он снова работает на объекте – создает живописный цикл на тему «Марш человечества на Земле и в Космосе». Эта работа, законченная в 1971 году, становится его последним значительным произведением. До своей смерти от рака в 1974-м Сикейрос пишет еще фрески о победе над этой болезнью для мексиканского Медицинского центра. Героем Сикейроса был и оставался неукротимый Каутемок, последний вождь ацтеков, боровшийся с Кортесом. Теперь улица в Санкт-Петербурге, проложенная у Поклонной горы и названная в честь художника, - это, должно быть, самая северная граница распространения в мире неукротимого духа мексиканской революции и народной культуры, сохранившегося благодаря произведениям и славе Давида Сикейроса.

Рельеф на здании Университета. Мехико. 1952-1956

Марш человечества на Земле и в Космосе. Фрагмент. 1965-1971.
